Добрый день уважаемые посетители сайта PRman.ru, сегодня у нас в гостях разработчик лучшей игры в жанре tower Defense для Android: DEFENSE ZONE Артем Котов.
Артем для начала расскажи о себе, кто ты в жизни? кем работаешь? Программирование это твое хобби?
Работаю разработчиком приложений. В данный момент у меня 2 проекта, Defense zone 3 и детская обучающая игра, которую я вот вот уже готова. Хобби, пишу музыку, несколько треков есть на http://soundcloud.com/artemkotov Программирование тоже можно назвать хобби, мне это нравится, еще летняя и зимняя рыбалка, путешествия в автомобиле на длинные расстояния.
Артем твой проект DEFENSE ZONE получился действительно отличным, ты разрабатывал его в связи с тем что на Android не было достойных игр tower defense или просто эксперимент?
Все началось, с того что меня заинтересовали мобильные игры, после покупки iphone4. Cам я геймер, и очень люблю стратегии, вот и подумал, надо бы стратегию на телефоне написать. Пообщался с другом, у него был опыт в гейм-разработке, он меня переубедил что стратегия для первого проекта слишком сложно, в принципе так оно и есть. И для первого проекта предложил жанр Tower Defense (оборона башнями) который популярный по сей день. Вот и началась разработка игры Defense zone. Сначала для iOS, была написана на xCode, 3 раза её переписывал с нуля. После выпуска на iOS, мне захотелось её выпустить на Android, потому что это вторая по популярности мобильная платформа. Но изучать язык Java очень не хотелось, с Objective-C намучился с полна, сущий ад, а не язык. Кто с ним знаком, и пересел с Си, тот меня поймет. Начал искать, на чем можно сделать игру, чтобы сразу выпустить на iOS и Android. Тут к бабке не ходи, это unity3d. Те деньги что заработал с iOS за 3 месяца потратил на Pro версию движка. Вообщем, изучил за месяц движек, то что мне необходимо, и переписал снова игру уже с Objective-C на C#. Выпустил на Android. Сначала было огромное разочарование из-за пиратства. На ресурсе 4pda.ru была ломаная версия, я там зарегистрировался, думал, буду общаться, может чего полезного найду, каких идей возьму для доработок игры. Через какое то время, меня сделали главным темы и убрали ломаную версию, из уважения к разработчику. Чему я был очень рад. Конечно еще много людей жаловались, что убрали пиратку, это все можно прочесть на форуме о 1ой части игры для Android 🙂 Летом выпустил 10 новых уровней, сделал главную и важную доработку в игре это режим HellFire у каждой пушки, который сильно изменил геймплей, это все заметно если вы играете на сложном уровне. Потом продажи упали, надо было кушать, идти работать, как то скучно, все таки свой проект интереснее. Начал разработку Defense zone 2, где добавил новое оружие и авиаудар. Вообщем тактики во 2-й части стало больше, как и экшена. Кстати, на 4pda.ru в теме о игре, в шапке есть оригинальная версия где 10 уровней до добавления режима HellFire, бесплатная. Если кому интересно, какая была игра (геймплей) при первом выпуске. http://4pda.ru/forum/index.php?showtopic=319656
В общем, сейчас 3-я часть игры уже в разработке, и она будет трехмерной, благодаря этому, много идей которые у меня накопились и которые я не смог реализовать в 2д, будут реализованы.
Ты упомянул Defense zone 3, приоткрой завесу тайны, какие улучшения ждут в 3-ей части?
Так там большая половина кода переписывается, причем появляется третья ось, так как игра трехмерная. Я хочу использовать трехмерное пространство, именно в геймплее, чтобы не было просто для галочки 3d как например в Defense Grid или в Anomaly war zone, там трехмерность не нужна, она тока для красоты. А мне хочется чтобы от неё был смысл, чтобы игрок понимал, что торнадо можно ставить в ущелье т.к. ракеты летят вверх по баллистической траектории, а пулемет не будет стрелять если он слишком высоко стоит или перед ним есть препятствие. Чтобы был смысл всего этого. Хотя это все сложно, все будет зависеть от самой карты, какая она будет. Если я cейчас буду писать все идеи, то вдруг какую то не получится реализовать, будет как то, не красиво 🙂
Артем а как ты решаешь проблемы с другими пиратскими сайтами?, сейчас не так сложно найти ломаную пиратку на 4pda.info и прочих сайтах.
Да никак не решаю, нету у меня времени этим заниматься. Конечно это плохо, но что поделать. Забил на это и все 🙂 Кто жадный пусть ставит старую версию без доработок, а кто ценит труд, купит в маркете и будет получать обновления и новые уровни раньше всех.
Артем на какой платформе iOS или Android игра успешнее продается?
Первая часть лучше продавалась на iOS, вторая часть лучше на Android и в этом я виноват, потому что поставил неправильную дату релиза, и приложение долго рассматривалось и не было добавлено в новинки когда опубликовалось на iOS.
Как обстоят дела с продвижением игры на иностранных рынках? Ты издавал игру сам или пользовался паблишерами? Попадал в ТОПы итд?
Издавал сам, не пользовался услугами издателей. Но так то вроде говорят что стоит пользоваться, вопрос лишь в том, какими. 2 часть на андройде в русском gogole play когда была в новинках пару недель, была на 1 месте во всех приложениях в разделе новые. Т.е. там находится приложение вроде пару недель. Ну а так, первая часть на маке была в русском сторе на 2 месте во всех приложениях была где то несколько дней. Больше радостей не было ;))
Есть планы выйти на южнокорейский, китайский, японский рынки? и перевести игру на восточные языки, в этих странах сейчас «бум» покупок приложений.
Если кто то сделает все переводы, и найдет шрифт, то можно. А на счет китая, я бы сказал что это полная чушь, там ничего никогда не покупали и не будут покупать. То что покупают много железок, не говорит о том, что все подряд будут покупать приложения, плюс ко всему надо еще в топы попасть, а я не студия, и я не покупаю за деньги загрузки приложений и фиктивные отзывы, поэтому чтобы попасть в том у меня есть тока 1 попытка, при выпуске приложения, когда оно находится в новинках. Вот так вот все не просто. 🙂
И все таки планы на RTS еще живы? Ты сделаешь этот проект?
Тут штука такая, за время разработки стратегии можно сделать несколько проще проектов. Окупаемость будет куда выше, т.е. если бы мне кто то дал кучу денег, я бы занялся разработкой стратегии, вобщем смысл примерно такой.
Кучу это это сколько в вашем понимании?
Я не тратил на это средства, для каждой студии наверное куча это какая то своя сумма, поэтому я так и выразился.
Сложность RTS разработки игры заключается в искусственном интеллекте противника?
Не знаю, я не писал ИИ. Для меня одно из сложных в игре было это настройка баланса пушек, уровней.
Артем на маркете есть официальная статистика, но если возможно ее услышать от вас, сколько копий игры продано на iOS и на Android?
Примерно одинаково 😉 только на андройде отказов заказа много.
Как вы думаете с чем связанны эти отказы?
Если у вас например на каком то устройстве все работает, то будет еще несколько человек у которых не будет работать и что самое смешное причины будут разные у всех 🙂 я уже не удивляюсь этому, в 80-90% помогает, чистка кэша, рестарт телефона, переустановка приложения. На iOS такого нет, но там есть тоже свои заморочки.
Какого плана эти заморочки?
Например на ipad1 памяти очень мало, а политика apple (у приложения не должно быть кнопки выхода) и почти все игры занимают память и их толком не выгрузить пока не перезапустил планшет, игра загружается и тут же вылетает. Сколько я читал подобных комментариев о разных игр, я то понимаю почему это происходит, а обычные пользователи нет, и пишут гадости. Естественно Apple в следующем ipad увеличивает память, как говориться, костыль, почему они сразу не решили данную проблему, неизвестно. Берем ipad3, apple добавил высокое разрешение экрана 2048 на 1536, спрашивается на кой черт? Да, чтобы выпустить новый ipad, маркетинг, что тут поделать. Мол хотите ретину, вот вам пользователи ретина. Но забыли что при таком разрешении текстур, нужен и хороший процессор, и это apple исправит, они выпустили ipad4, там все гуд. А теперь подумайте какого разработчикам? Конечно, те кто пишут простые по ресурсам игры, проблемы будут у других 🙂 Это все решается, только вот это дополнительные трудо-затраты и нервы. Сама техническая реализация ретины, уже является костылём, 2 вида текстур HI и Low, это очень неудобно когда у вас мульти-платформенный проект, да сейчас глупо выпускать игру тока на iOS, это все понимают, кроме apple, они до сих пор считают себя пупом земли.
Есть еще минус ipad, на нем соотношение сторон 4:3, такое соотношение было давным давно когда широкоформатные мониторы только только появлялись на рынке, сейчас все планшеты на android 16:9 или 16:10 что вполне логично. Интерфейс игры намного удобнее продумывать в широкоформатном режиме, больше кнопок помещается :), да и сам планшет, покупается не только для игр, например фильмы смотреть, мультфильмы и т.д. а все они уже под широкоформатный экран рассчитаны. Вы не подумайте, мне нравится iOS и iPad, и Android, но у них обоих хватает сполна и плюсов и минусов.
Каждый разработчик задает себе вопрос, на какой платформе лучше выпустить сначала игру? и правильного ответа нету. Выпустите на iOS, и вдруг в игре обнаружится баг, вы его исправите, закачаете обновление, и только через неделю в лучшем случае оно выйдет, и за неделю будет столько гадостей в комментариях. 🙂 Конечно студии делают разные хитрости, либо покупают комментарии с 5 звездами, либо в игре делают так «напишите гуд отзыв и получите 5 монет бесплатно» если конечно игра по типу фермы, хотя сейчас большинство TD это та же ферма, заработай кристалл и прокачай пушку :). Но такие комментарии сразу видно когда их читаешь, настоящие комментарии никогда не подделать, но если у вас нет такой возможности и вы дорожите своим проектом, а не высасываете последний доллар с игрока, то эта неделя будет тяжелой. На adnroid, обновление появляется в течении часа, и если будут проблемы, вы сразу увидите результат и быстро сможете все исправить, хотя с пиратством там огромная проблема. И еще много проблем на android с тем, что на каких то устройствах игра может просто не работать, или работать не правильно, и даже если у вас будет такое же устройство, то это не дает вам 100% гарантии, что у вас всплывет эта проблема, чаще всего, у вас будет все работать отлично 🙂 Вобщем сами понимаете, палка о двух концах, и там и там есть хорошее и плохое.
Любимая игра в данный момент, и вообще любимая игра за весь геймерский опыт?
Dune 2 🙂 а вообще, у меня много любимых игр, долго перечислять…
Dune 2 та самая версия для SEGA MEGA DRIVE 2 или PC версия?
Сега, просто это первая стратегия в которую я играл, поэтому считаю что она является главным моментом, почему мне стал нравится жанр RTS.
Артем большое спасибо что уделили время PRman.ru, удачи вашему проекту, на последок что вы пожелаете начинающим разработчикам игр?
Если вы собрались писать игру, и у вас задача заработать денег, даже не стоит начинать этим заниматься, задача должна быть в том, чтобы сделать хороший и качественный продукт, тогда и только тогда все обязательно получится.
Свежие комментарии